Декоративные штукатурки для декоративных панно

Подробная инструкция: как сделать панно из декоративной штукатурки? Фото вариантов интерьера

Изменить интерьер можно путём воссоздания декоративного панно из штукатурки. Дизайн в таком стиле будет очень эффектно смотреться как внутри жилых комнат, так и в нежилых помещениях. Такой формат оформления подходит и для украшения фасада здания.

В статье подробно разобрано какие материалы и инструменты нужны для работ своими руками, также изложена пошаговая инструкция по проведению всех манипуляций, и представлены фото примеров.

Как сделать такой рельефный декор своими руками?

Для оформления стен всё чаще используют панно. С такой визуализацией можно создавать интересные эффекты, придавать поверхности оттенки, зависящие от игры света и тени. Рельефный рисунок может вдохнуть новую жизнь в старый орнамент стен. Исполнение панно простое, но получаются потрясающие рельефные украшения на любой поверхности.

Материалы

Выбор материалов зависит от предпочтения в технике исполнения рисунка. Эффект может сильно отличаться от методов применяемой обработки основания. Для работы используют трафаретное панно. Лёгкий рисунок получается путём вырезанных рисунков и сооружённых трафаретов. Трафаретную роспись можно сделать самому или заказать в готовом виде.

Панно выполняется в повторяющихся мотивах двух видов:

  • Рельефная графика. Импровизированный образ рисунка получается из простых деревянных палочек. Ими создаётся изображение на свежем штукатурном слое.
  • Лепка. Эта графика имитирует кладку из кирпича или натуральный камень. Можно воссоздавать более сложные выпуклые фигуры. Например, очень часто встречаются изображения животных, предметов быта, человеческих фигур, даже целых панорамных картин.
Читайте также:  Грызут ли мыши гипсовую штукатурку

Для необходимого рельефа панно берутся мелкие или средние камешки, цветные стёклышки или бусины. Можно украсить поверхность, придать ей неповторимость:

  • кораллами;
  • ракушками;
  • лентами;
  • верёвками;
  • мелкими фрагментами битого стекла;
  • зеркалами или их остатками.

Инструменты

Нужно иметь ёмкость для размешивания штукатурной смеси. Полезно распределить по отдельным мискам меньшего размера все декоративные элементы, подготовленные для панно. Смесь перемешивается строительным миксером с миксерной насадкой.

Подача смеси осуществляется кельмой. Этим инструментом из ёмкости вычерпывают необходимый объём раствора, переносят его на шпатель (их потребуется минимум три разных размеров). Кельма — как черпак, а шпатель — инструмент для нанесения нужного слоя штукатурной смеси.

От техники укладки панно зависит подготавливаемый набор инструментов:

  • клей аэрозольный;
  • валики разных размеров и жёсткости (металлический, деревянный, ватный или пластиковый);
  • палочки с заострёнными наконечниками из дерева или пластмассы;
  • краска акриловая для придания необходимого эффекта;
  • аблоны или трафареты (их должно быть достаточно, чтобы воссоздать картину).

Мастер-класс по изготовлению

Рисунок по типу панно из декоративной штукатурки получится реалистичным, когда за дело берётся мастер с опытом. Работы в данном случае проводятся быстро, качественно. Но и самостоятельно попробовать создать шедевральный эффект несложно. Если запастись всеми необходимыми инструментами и материалами, то можно сделать очень качественную настенную роспись даже без навыков в отделке.

Очистка и грунтовка стены

Необходимо тщательно подготовить стену. Для этого её хорошо очищают от строительной пыли, мусора, грязи. Неровности, изъяны и, углубления хорошо зашкуриваются до образования максимальной глубины отверстий. В данном случае наложенный потом слой штукатурки плотно осядет на всей поверхности и не треснет.

Когда вся поверхность будет хорошо просмотрена и счищена, наложить предварительный выравнивающий базовый слой штукатурки на основе гипса. Шпателем аккуратно наносится небольшой слой, чтобы скрыть все видимые дефекты, подготовить стену к дальнейшим действиям.

После высыхания штукатурного слоя (примерно через 2–3 часа) поверхность нужно смазать обильным слоем грунтовки. Грунтование проводить обязательно. Если потребуется, то процедуру можно повторять несколько раз подряд. Нужно, чтобы первый слой грунтовки полностью впитался, только потом наносить следующий.

Нанесение слоёв

Декоративная штукатурка наносится на свежую подготовленную поверхность в несколько слоёв. В зависимости от материала стен требуется своя толщина, которая будет держаться на основе. Для бетонных, кирпичных оснований достаточно будет достаточно положить раствор тонко, а сверху после просыхания нанести ещё один штукатурный рывок, который будет служить основанием под необходимый рисунок.

На деревянное или пластиковое основание уйдёт больший объём штукатурной смеси. Характер нанесения декоративного материала зависит от его вида. Виды фактур для панно:

  1. Фактурное нанесение. Этот вид получается за счёт добавления к смеси разных фрагментарных элементов. Можно использовать каменную крошку, мелкий или крупный песок, слюду, другие компоненты. Для нанесения декоративной штукатурки используют резиновые, металлические или пластиковые шпатели.
  2. Рельефные основания. Придание рельефу неоднородности, неровностей.
  3. Гладкая основа. Имитируются и воссоздаются неоднородные поверхности. Смесь может быть малахитовой, мраморной или иметь природные вкрапления материалов. Стены декорируются мелким шёлком, мрамором, гранитом, пробкой, кожей или металлом.
  4. Структурная основа. Однородный состав формирует структуру. Используются валики или тёрки. Техники укладки разных штукатурных составов требуют практических навыков и художественного таланта.

Прорисовка задуманного узора

Задуманный узор можно получить, если работать по инструкции:

    На только что нанесённую штукатурку наносятся узоры деревянной узенькой палочкой. Если рельеф позволяет, то проделать это действие можно без трафарета. В лепной технике выпуклые элементы должны наноситься шпателем или кельмой, хотя ею можно выполнить более разнообразные детали с чёткой структурой.

Штукатурный материал для панно настолько пластичен, что позволяет моделировать мастихином или пальцами рук мельчайшие детали из возможной композиции.

Углубления, выпуклости создаются в несколько этапов. Пока не будет достигнут нужный размер, продолжают вырисовывать нужные элементы. После окончательного высыхания штукатурного слоя незаметно срезаются неровности.

Наносят рисунок маленькими участками. За 15–20 мин. нужно успевать полностью доделывать отдельный участок, чтобы не дать преждевременно высохнуть декоративному составу. Для работы лучше пользоваться фактурными валиками. Все инструменты хорошо промывать после каждого проделанного рисунка.

Малярной лентой или обычным скотчем можно закрывать те части стены, которые нельзя марать при покраске. Края панно при таком методе будут аккуратно оформлены, создадут ровный визуальный рисунок. Малярным скотчем можно закрепить трафареты, чтобы исключить смещение рисунков при их нанесении.

Видео о создании узора «Бамбук»:

Шлифовка

Для шлифования лучше использовать мелкозернистую смесь. После полного высыхания стартового слоя приступают к обработке поверхности жёсткой щёткой. Её предварительно смачивают в воде, аккуратно проводят так, чтобы получить идеальные рисунки. Узоры получаются, если использовать тканые материалы. Кистью наводятся под давлением фактурные полосы вертикального направления.

Затем нажим уменьшают, прорисовывают такие же рисунки в направлении уже по горизонтали. Манипуляции инструментом проводятся до тех пор, пока ворс не будет соприкасаться с поверхностью. Можно делать бороздочки. На стену наносится узор, затем формируется вертикальная борозда. Нажим на инструмент должен быть средним. Нельзя превышать силу или делать меньший напор, чтобы получить эффект.

Волновые части производятся с упором на вертикальное направление движения кистью. Зигзагообразные движения, закругление образовавшихся углов — в чётком ритме.

Окраска акриловыми красками

Если рисунок создаётся объёмным, то на стене он может выглядеть очень привлекательным без дополнительных условий и покрасок. На фасаде можно оборудовать освещение, чтобы падающие тени красиво подчеркнули детали, выделили выступающие части барельефа.

Частый способ окрашивания объёмных панно — патинирование. Патиной выделяется верхушка и впадины рельефа. Важно задействовать не более двух — трех цветов. При сильном многообразии оттенков получается не очень выразительная картина.

При патинировании используют правило углубления более тёмными цветами, а верхний слой в виде выступов осветляют. Примером может служить покрытие всей стены и рисунка на ней базовым цветом. Краску берут любого состава с акриловыми добавками. Нанесение возможно краскопультом, валиком или широкой кистью. Когда базовый слой полностью высохнет, на него наносят патину: декоративную краску с позолотой, серебром, медную оттеночную или с другим блеском, даже металлическим.

Второй слой наносится только на верхушки рисунка широкой кистью или валиком без ворсинок. Краски на основной инструмент берут понемногу. Можно также затемнить впадины при повторном нанесении акрила. Это делается для выделения фактуры, придания рисунку объёма.

Чтобы получить идеальное покрытие на панно, нужно соблюдать условие основного базового цвета – светлого, детали (углубления) при таком раскладе должны оставаться тёмными. Выполнить это условие можно так:

  1. Краска наносится на панно так, чтобы закрыть штукатурку в один базовый однотонный цвет. Если планируется оставлять обычный белый цвет, то первый этап можно пропустить.
  2. Губкой подходящих размеров во впадины наносится тонированный декоративный воск или краска более тёмного цвета. До того как краска полностью высохнет, её нужно успеть затереть в тех местах, где образуются излишки. Для этого берут губку или простую мягкую ткань.

Варианты и фото интерьера

Среди примеров интерьера — панно из декоративной штукатурки, разделённой на стили:

  • Модерн. Преобладающее значение отводится пастельным тонам. Ярких пятен здесь не бывает. Допускаются бежевые, коричневые, зелёные и серые цвета. В исключительных случаях допускают использование золотистых и хромированных поверхностей. В таких стилях много элементов из изогнутых форм и переплетений.
  • Классика. Пастельные оттенки, белые потолки. В интерьере прослеживается чёткая симметрия. Потолки с лепниной, широкими багетами. Цвета допускаются светлые — от жёлтого до серого. Можно применять розовый, голубой. Штукатурка может переплетаться, быть разноузорчатой. В качестве основного фона берут матовый тон, фактура используется, как панно, в багете на стене.
  • Арт-деко. Буржуазный стиль во французской манере. Здесь есть элементы африканской и индийской экзотики, находит место египетское искусство, эпоха ампира. Палитра создаётся контрастная, с вкраплениями металлического цвета. Основная гамма – это белый, чёрный и коричневый. Дополнительные — серебристый, бежевый оттенки. Приглушённые композиции — зелёный, голубой, золотой.
  • Хай-тек. Современный стиль, его отличают геометричность и минимализм. Не приветствуются мелкие узоры, растительные орнаменты, бесформенные переливы. Оформление интерьеров однотонное, контрастное. В качестве главных цветов применяются белый, серый, красный и коричневый.





Панно из декоративной штукатурки выглядит красиво, богато и законченно. Таким орнаментом можно украшать жилые и нежилые комнаты. Прекрасно сочетаться панно будет и в качестве фасадного украшения здания.

Источник

Как выполняют объемные рисунки из штукатурки: все о барельефе и панно

Вы когда-нибудь задумывались, на сколько древним является искусство настенной живописи? Пожалуй, с самого зарождения человечества, начиная от наскальных рисунков, человек украшает стены своего жилища всевозможными изображениями.

Объёмные картины, — панно и барельефы наделены большим реализмом, чем плоские изображения. Цветы, деревья и животные, как бы застывшие в гипсе, притягивают взгляды и восхищают.

В этой статье я хочу рассказать вам о технологии создания декоративных барельефов и объёмных рисунков из современных материалов, — штукатурки и шпаклевки. Разберём основные правила и приёмы при работе, а также крутые примеры готовых объектов, которые, возможно, и вас вдохновят сделать нечто подобное своими руками.

Барельеф и панно

Барельеф в переводе с французского значит «низкий рельеф». Это вид скульптурного рельефа, главная особенность которого — рисунок выступает над плоскостью на половину своего объема или менее. Если изображение более выступающее, то это горельеф — «высокий рельеф».

К этому виду объемного рисунка относятся не только архитектурные украшения, но и любые другие изображения, например, на монетах или медалях.

Панно — более приближенное к дизайну помещений понятие, это вид изобразительного искусства, когда на части стены или потолка создается рельефное монументальное произведение. Как правило, панно обрамляют орнаментом, багетами как картину.

Панно может создаваться в совершенно разных техниках: барельеф, мозаика, резная композиция, фреска (роспись по штукатурке) и т.д. Далее речь пойдет о объемных рисунках и картинах из гипса и штукатурки, т.е. о барельефе.

Что такое лепнина

К этому понятию можно отнести всевозможные декоративные накладки на стены: багеты, молдинги, потолочные плафоны, узорные розетки, разнообразные завитушки, пилястры (колонны на стене или в углах), фасадные карниза, накладные рустовые камни на углах дома и т.д.

Лепнину для внутренних помещений часто отливают из гипса. Для фасада более практичны изделия из полиуретана, которые крепят на клей.

Современная художественная штукатурка

Для каждой эпохи характерны свои мотивы в настенной живописи. Техника исполнения барельефов также меняется со временем, современные объемные рисунки из штукатурки более сложные и детализированные благодаря новым материалам, более прочным и долговечным.

Сюжеты картин из гипса условно можно поделить на несколько групп (примеры на фото):

▶ портреты, люди

▶ природа: растения, цветы

▶ животные и рыбы

▶ пейзажи, городские улочки

▶ геометрические рисунки

Материал для барельефа

Как выбрать смесь для художественной штукатурки?

  • Прежде всего, нужно выбирать по месту планируемых работ. Гипсовые штукатурки применяются только для внутренних сухих помещений, т.к. гипс активно вбирает влагу и теряет при этом прочность. Материалы на основе цемента не боятся влаги, поэтому для фасада нужно брать только их.
  • Второе, на что обращать внимание, — толщина нанесения. Если планируете тонкие узоры и мелкие детали, то покупайте шпаклевку с самой маленькой допустимой высотой слоя. То же относится и к наибольшей толщине. Все современные штукатурки допускают нанесение слоем до 5 см. Если требуется больший слой, то советую выбрать Weber Vetonit Profi Gyps. Она допускает локально толщину до 10 см.
  • Также, картины и барельефы с большим объемом лучше начинать из штукатурки, она создаст прочный каркас. После формирования общих контуров рисунка детали и верхние гладкие слои выполняются из шпаклевки.

Вот несколько проверенных материалов для выполнения рельефных картин и панно:

Название Основа Толщина, мм Плюсы
Кнауф Унифлот гипсовая 1-5 Очень гладкая, быстро схватывается.
Кнауф Фуген гипсовая 1-5 Менее гладка, но «каменная» прочность.
Сатентек гипсовая 1-5 Идеально гладкая, без зернистости. Легко обрабатывается.
Волма Слой гипсовая 5-30 Хорошошо шлифуется, можно не шпаклевать. Удобная при нанесении, держит форму.
Кнауф Ротбанд гипсовая 5-50 Шероховатая, крепкая
Волма Аквастандарт цементная 1-8 Подойдет для сухих и влажных помещений. Жизнеспособность раствора до 2 часов.
Вебер VH цементная 1-4 Крепкая шпаклевка для наружных работ

Актуальные цены на шпатлёвку:

В этом видео рассказано, какая штукатурка и шпаклевка из гипса лучше для объемных картин на стену.

Необходимый инструмент

Когда с материалом определились, нужно подобрать инструмент для работы. Рассмотрим основной минимальный набор мастера по барельефу.

▶ Шпатель и кельма. Это основной инструмент для нанесения штукатурного раствора на большие объемы и выравнивания поверхности. Узким шпателем удобно замешивать материал в небольших ведерках и накладывать на кельму.

Где купить: любой строительный магазин.

О выборе венецианской кельмы для декоративной штукатурки подробно рассказано в этой статье.

▶ Мастихин — главный помощник в формировании контуров и деталей объемных картин. Мастихином наносят на стену небольшие порции пластичного раствора, подравнивают края, подрезают лишнее. Изначально этот инструмент использовался в живописи для смешивания и нанесения масляных красок, но пригодился и в барельефе, когда их стали делать из штукатурки, а не вырезать из цельного камня.

Где купить: магазины для художников, в конц.товарах в отделе для хобби, интернет магазины (Алиэкспресс, например)

▶ Стеки для прорезания. Применяют их для того, чтобы снять излишки полностью или частично застывшего раствора, сделать углубление с аккуратными краями и другие всевозможные выемки. Такие стеки используют также в гончарном деле, при моделировании из пластилина.

▶ Дополнительный инструмент. Также вам может пригодиться стамеска по дереву. Рабочая кромка у них бывает прямая, скошенная, полукруглая. Выбирайте по ситуации, что и где вам нужно подрезать. Стамеской без труда можно снимать гипс и формировать рельефные поверхности.

Наждачная бумага у меня всегда под рукой. Для грубой шлифовки я использую наждачку с зернистостью P 80-100; для доведения до идеальной гладкости беру с размером абразива P 180 или 240.

Основы создания объемного рисунка

Вот мы и подошли к основной и самой интересной части — созданию панно из штукатурки своими руками. Для начала разберемся с таким художественным понятием, как «линейная перспектива».

Перспектива

Перспектива нужна для того, чтобы на плоской стене показать глубину рисунка, т.е. воспроизвести третье измерение. В барельефе это используется далеко не всегда. Множество простых панно из штукатурки, например, цветы, можно выполнить, не прибегая к правилам перспективы.

Простые правила линейной перспективы:

  • Дальние объекты (люди, дома, деревья) лучше делать в первую очередь, ведь ближние объекты на барельефе их могут частично перекрывать.
  • Линии на дальних объектах должны быть тоньше, чем на ближних.
  • Высота объекта показывает расстояние от него до нас. На дальнем плане все вещи меньшего размера, чем перед нами.

Что важно соблюдать при построении перспективы.

Линия горизонта всегда находится на уровне глаз человека т.е. 160-170 см от пола. Допустим, на стене изображена улица и идущие по ней люди. Рост взрослого человека примерно одинаковый; чтобы рисунок выглядел гармонично, нужно уровень всех персонажей, и ближе стоящих, и далее, выполнить на линии горизонта. Соответственно, сидящий человек или ребенок будет изображен ниже этой линии.

Точка схода — это место на линии горизонта, в которое сходятся все линии, идущие параллельно земле: дорога, рельсы, уровень крыши дома, подоконники и т.д. (пример линии схода на рисунке ниже)

Точка схода не обязательно должна быть в центре картины, все зависит от того ракурса, который мы хотим передать. Может быть и несколько точек схода, например, если мы изображаем две смежные стены дома, т.е. смотрим на него с угла.

Армирование штукатурки (пошаговый пример барельефа)

После того, как контуры будущего барельефа нанесены на стену карандашом, нужно подумать, какие места будут наиболее выступающие. Их нужно усилить, чтобы защитить штукатурку от сколов, растрескивания под собственным весом.

Для армирования картин из гипса подойдет обычная мягкая проволока, накрученная на саморезы. Делается это так:

Шаг 1. Разметка стены. Эскиз удобно переносить, разбив его на квадраты.

Шаг 2. Сверлим отверстия в пределах контура рисунка, вставляем дюбели и закручиваем саморезы, оставляя на поверхности около 10 мм. Затем между шляпками саморезов накручиваем проволоку. Так получается как бы каркас, который потом будет закрыт штукатурным раствором.

Шаг 3. Формируем общие детали барельефа, армирование полностью закрыто штукатуркой. На этом этапе работаем грубо, без шлифовки. Уже видны все размеры картины, высота рельефа.

Шаг 4. Сглаживаем шероховатости наждачкой, по необходимости шпаклюем фигуру. Все мелкие детали и тонкие линии создаем на этом этапе. После окончания работы панно необходимо загрунтовать перед покраской (если будем красить).

Шаг 5. Барельеф полностью или частично окрашивается. Для тонирования можно использовать лак или воск для декоративной штукатурки, подкрашенный колером.

Техника прорезания

Это простая техника работы со скульптурными стеками и стамесками. Её суть — вылепить из штукатурки общие контуры предмета, а затем по затвердевшему гипсу прорезать детали. Прорезать удобнее, чем лепить из раствора, потому что жидкий материал тянется за инструментом, добиться четких границ барельефа сложно. А вот после затвердевания гипсовая штукатурка и шпаклевка отлично сохраняют форму и не скалываются.

Важно! С цементной штукатуркой после её высыхания уже мало что можно сделать, она как камень. Вырезать по ней нужно через 2-3 часа после нанесения, пока она окончательно не затвердела.

С гипсовыми материалами можно работать и на следующий день. Для этого их необходимо смочить водой из опрыскивателя, подождать 10-15 минут, пока вся влага впитается в панно, и затем работать стеком или стамеской.

Выглядит это так:

Послойное нанесение

Как уже было показано выше на примере с объемным Драконом из штукатурки, сложные рисунки нужно делать в несколько этапов. Если накидать на стену толстый слой раствора и попробовать вылепить на нем небольшие элементы, то это окажется сложно — при формировании деталей фон будет проседать под мастихином.

Поэтому от общих контуров барельефа к деталям нужно переходить за несколько этапов. Послойное нанесение шпаклевки на картину — как бы противоположность техники прорезания, ведь так мы не снимаем лишний материал со стены, а добавляем только необходимое количество.

Сколько ждать перед нанесением нового слоя?

Достаточно подождать, чтобы штукатурка схватилась, т.е. не прилипала к пальца и не теряла форму при легком нажатии. В среднем это 1,5-2 часа. Можно оставить панно на ночь, продолжить на следующий день.

Надо ли грунтовать между слоями?

Это не обязательно. Если на поверхности барельефа нет пыли, то достаточно просто смочить водой из пульверизатора и продолжить работу. Смачивать основу нужно для того, чтобы вода из свежего раствора не ушла в уже высохшую штукатурку. Иначе материал преждевременно высохнет и может отслоиться.

Зачастую в работе совмещается вырезание элементов рисунка и послойное нанесение штукатурки.

Окрашивание

Объемный рисунок на стене может выглядеть привлекательным без дополнительной окраски. Достаточно правильно расставить освещение в комнате (на фасаде), и падающие тени эффектно подчеркнут детали и объем барельефа.

Классным способом окрашивания объемной штукатурки является патинирование. С помощью патины выделяют верхушки и впадины рельефа, как правило используют не более двух цветов.

Привило при патинировании простое — углубления на фактуре делают темнее, верхушки и выступы — светлее. Например так:

Базовым цветом покрывается вся стена и рисунок на ней. Краску можно использовать любую интерьерную водоэмульсионную.

После высыхания базового слоя на носят патину. Это может быть декоративная краска с позолотой, серебром, медным цветом или другим с металлическим отблеском.

Другой способ выделить фактуру и объем — это затемнение впадин при втором нанесении краски. Так делают, когда хотят, чтобы основной цвет композиции был светлый, а детали (углубления) темными. Сделать это очень просто.

  1. Нанесите краску на панно, закройте всю штукатурку в нужный базовый цвет. Этот этап можно пропустить, если хотите оставить обычный белый цвет штукатурной смеси.
  2. Тонированный декоративный воск или просто более темную краску нанесите губкой во впадины фактуры. Не дожидаясь высыхания краски сотрите излишки губкой или тканью.

Рекомендую посмотреть другие статьи по теме:

Источник

Оцените статью